Сказкотерапия - это «лечение сказкой». В сказке сокрыт ресурс, который помогает решать человеку различные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми, так и со взрослыми.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому обратившемуся подбирается соответствующий его интересам жанр.
Если на прием приходит ребенок, то часто в нашей терапии используется жанр сказки.
Сказки можно структурировать по отдельно взятым детским проблемам:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Существует несколько функций, которые несут сказки.
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
· о жизненно важных явлениях;
· о жизненных ценностях;
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
· как устроен этот мир, кто его создал;
· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
· как приобретать и ценить дружбу и любовь;
· какими ценностями руководствоваться в жизни;
· как строить отношения с родителями и детьми;
· как прощать.
Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.
- Рассказывание сказки.
- Рисование сказки.
- Сказкотерапевтическая диагностика.
- Сочинение сказки.
- Изготовление кукол.
- Постановка сказки.
Работа со сказкой развивает спонтанность и позволяет в безопасной обстановке проработать психологические проблемы!